Методические рекомендации по работе с передовым педагогическим опытом муниципальной методической службы
Методические рекомендации по работе с передовым педагогическим опытом педагогов
(разработаны и утверждены городским методическим советом
общего образования и дошкольного образования)
Педагогический опыт – это знания, умения и навыки, полученные в процессе педагогической деятельности; результат педагогической деятельности учителя.
Передовой педагогический опыт содержит:
- элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
- высокое мастерство педагога;
- дает наилучший педагогический результат за счет усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации образовательного процесса .
Признаки передового педагогического опыта:
- положительная динамика количественных и качественных показателей результатов учебно-воспитательного процесса;
-    оптимальность педагогического опыта;
-    стабильность опыта, его продолжительное функционирование;
-     перспективность опыта;
-     научная обоснованность опыта;
-     актуальность опыта.
Работа с педагогическим опытом может осуществляться на различных  уровнях: -индивидуальный;
- школьный;
- муниципальный;
- региональный;
- федеральный.
Этапы работы с передовым педагогическим опытом:
Выявление
-оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;
- выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;
-первый сбор информации о деятельности педагога;
-выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;
-определение объектов изучения.   
Уровни
Действия и места работы с опытом
Индивидуальный
Самоанализ, подготовка документов к аттестации
Школьный
Урок, школьные методические объединения, творческие группы, педсовет
Муниципальный
Открытые мероприятия, городские методические объединения, городские творческие группы
Региональный
Федеральный
Изучение
 
2.1. Постановка цели изучения
-выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий  поиск педагога;
-формулировка проблемы;
-теоретическое обоснование опыта;
-выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;
-формулировка цели изучения.
2.2. Сбор информации об изучаемом опыте
-выбор методов сбора и обработки информации;
-составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей  по изученной проблеме;
-реализация методов сбора информации об опыте.
2.3. Педагогический анализ собранной информации
-расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;
-оценка идей опыта на основе критериев;
-определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;
-выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
Уровни
Действия и места работы с опытом
Индивидуальный
Школьный
Урок, школьные методические объединения, творческие группы, школьный методический совет
Муниципальный
Городские методические объединения, урок, городской методический совет
Региональный
Федеральный
Обобщение
-систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;
-формулировка сущности и ведущей идеи опыта;
-раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;
-определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;
-описание опыта в соответствии с определёнными требованиям.
Уровни
Действия и места работы с опытом
Индивидуальный
Описание педагогической деятельности, подготовка документов на конкурс
Школьный
Урок, школьные методические объединения, творческие группы, педсовет
Муниципальный
Городские методические объединения, городские творческие группы
Региональный
Федеральный
Распространение, трансляция
 
устная пропаганда; печатная пропаганда; наглядная пропаганда.
Уровни
Действия и места работы с опытом
Индивидуальный
Школьные методические объединения, конференции федерального уровня
Школьный
Урок, школьные методические объединения, творческие группы, педсовет, семинары, конкурсы
Муниципальный
Фестиваль педагогических идей, конференции, городские методические объединения, открытые мероприятия
Региональный
Конкурсы, семинары, вебинары, конференции
Федеральный
Конкурсы, семинары, вебинары, конференции
Актуально










Полезный ссылки